mkazan продолжает рубрику интервью "Бла-бла". В сегодняшнем выпуске наш корреспондент Сабина Хайдарова поговорила с кино-оператором Эльнаром Мухамедьяровым, который сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе, а в октябре возвращается в Казань.
Почему ты уехал учиться в ЛА?
Я с детства увлекался рисованием, в последствии начал заниматься компьютерным дизайном и в 15 лет взял в руки фотоаппарат. С тех пор занимаюсь фотографией и в один момент понял, что мне мало одного кадра. Захотелось начать делать 24 кадра в секунду. Попробовал, втянулся, так и иду дальше. А поехал в ЛА, потому что там лучшая кино-школа в мире.
Чем ЛА отличается от Казани?
Люди другие, погода другая, еда - все другое. Город в разы больше, он даже больше, чем Москва. Но в отличие от Москвы и Казани здесь не так много пробок, хотя они действительно есть. Вообще, без машины здесь никак – я за год проехал 50 000 км!
Когда ты приезжал в Казань, говорил, что очень скучал по гречке с котлетами. кроме гречки чего еще не хватает? Снега?
Гречка здесь есть, и пельмени тоже. Благо русских магазинов и ресторанов достаточно. А вот снега действительно не хватает, вообще в принципе сезонов. Здесь 20 дней в году покапывают дожди, остальное время жара. Вообще не замечаешь, как месяцы сменяют друг друга – ничем друг от друга не отличаются.
Над какими проектами больше всего любишь работать?
Над спонтанными :) Несколько моих лучших работ были придуманы практически в день съёмок и создавались абсолютно спонтанно. А самое главное, что определяет понравится мне проект или нет это люди на площадке, и чтобы не ощущалось это занудное чувство работы. Мои лучшие работы были сняты в компании людей, с которыми ты не обязательно одинаково мыслишь, но идешь к одному результату. Что касается жанров, больше всего меня привлекают исторические драмы.
Самый необычный твой проект?
Студенческий фильм Eye of the Beholder. Снимали на 35мм пленку, практически весь фильм освещен с помощью имитации свечей и луны, плюс второстепенные персонажи были чудищами, грим которым наносили 9 часов. Снимали в мае прошлого года, но к сожалению проект до сих пор не готов - сейчас работают над звуком.
Какие планы по возвращении в Казань?
Планы провести небольшой курс, поделиться тем, чему научился. Думаю, что буду пытаться хоть немного поднять уровень короткометражного кино в Казани. Параллельно буду снимать клипы, рекламу, промо. Скорее всего все равно буду ездить в Америку на проекты, если дадут визу.
Ты работал и в Америке, и в Китае, и в России... с кем интереснее и проще работать?
В российском видеопроизводстве самая большая проблема в том, что люди пытаются делать все сами. Люди часто и режиссеры, и операторы, и свет сами ставят, и звук сами пишут, и монтируют сами, и продюсируют тоже. Это сейчас называют модным словом видеограф. Люди думают, что они таким образом получат больше денег. При том что результат выходит значительно слабее чем если бы каждую из этих позиций выполняли профессионалы в своем деле. Так можно делать более качественные проекты, гораздо быстрее, а значит и больше этих проектов и в конечном итоге денег тоже будет больше, а сил потратится меньше. Как сказал Джобс "Работать надо не 12 часов, а головой". Американцы же разделяют обязанности по любым мелочам даже на маленьких проектах. Поэтому и выходит качественней. А вот с Китайцами работать невозможно :) Их язык настолько другой, что разговаривая с ними на английском, у них займет очень долгое время понять, что от них требуется. Процесс замедляется катастрофически. Работая с китайцами, приходится переключаться на русскую систему и делать все самому:)
Твой самый любимый проект?
Saudade. В четверг будет первый показ проекта. Считаю это своей самой красивой работой. Он о девочке, у которой из семьи ушел отец из-за алкоголизма матери и вот тогда у нее появляется лучший друг. Друг в последствие оказывается ее воображением, связанным с раком мозга.
Сейчас почти у всех есть зеркалки, половина обладателей рубят деньги снимая умопомрачительно бездарные лавстори. А лучшие кадры у многих профессионалов сделаны были чуть ли не на телефон. Ты как относишься к подобным тенденциям?
Я считаю, что камера - последнее что должно быть выбрано. Самое главное это кто за камерой и что перед камерой. Я часто снимаю на дешевые зеркалки и получаю результат, о котором люди спрашивают, снимал ли я это на пленку или на Алексу (форматы которые стоят десятки тысяч долларов только за комплект камеры). При этом я видел огромное количество отвратительно снятых фильмов на Ред (стоимость комплекта начинается от 20 000 $). И еще, люди очень часто недооценивают важность звука. Ведь обычная аудитория никогда не увидит разницы между зеркалкой и Алексой. А вот если в фильме плохой звук, его просто не будут смотреть.
Почему ты хочешь связать свою жизнь с Европой?
В Европе еще осталось искусство. В России с искусством сложно из-за коррупции, в Америке из-за того, что нет господдержки кино, а инвесторы не будут инвестировать в кино которое не смотрят. А смотрят, как известно, бессмысленные боевики и американские комедии. Да, искусство есть в какой-то степени на уровне Спилберга, но до этого уровня еще копать и копать, а прожить всю жизнь, снимая глупые комедии, пытаясь себя прокормить и в 50 снять один шедевр - это немного не для меня.